САХАН-ДАЛЯ

548

САГАНДАЙЛЯ, РОДОДЕНДРОН АДАМСА (Rhododendron adamsii Rehder) 

Растет в высокогорьях на каменистых склонах в Восточном Саяне, Хамар-Дабане, на Баргузинском хребте. Цветет во второй половине июня — в июле. Заготавливают облиственные верхушечные части растения с начала цветения и до образования плодов. Сушат в тени. Местное бурятское население широко использует сагандайлю в качестве тонизирующего и стимулирующего средства. Стимулирует работу почек, сердца, головного мозга.

Поаккуратнее с заваркой, при частом употреблении и передозировке можно посадить почки. Обычно хватает листочка-двух на небольшой заварник.

В горной системе восточного Саяна, лежащего на южной границе Иркутской области с Бурятией, насчитывается свыше 3000 видов растений. С середины лета до самой поздней осени альпийские луга буквально пестреют ярким разнотравьем: жарками, аквилегиями, маками, горечавками, фиалками, камнеломками, незабудками. Вперемешку с лугами встречаются участки каменистой тундры, называемые из-за отсутствия растительности гольцами иди белогорьями.

Выше высоты 1500 метров, в зоне горной тундры, встречается замечательное растение — рододендрон Адамса, названное так в честь исследователя Сибири И.О. Адамса, опубликовавшего в 1834 г. в Московском обществе натуралистов описание сибирских растений, в числе которых был упомянут и рододендрон.

Существует много народных названий рододендрона Адамса, самое известное из которых сахандалья или белое крыло. Действительно, кожистые листочки этого растения напоминают крыло птиц, а из-за большой опушенности молодые листья белого цвета. Однако, по-моему мнению, это название надо интерпретировать несколько по-другому.

Известно, что тибетская медицина проникла в Бурятию с распространением буддизма. Тибетские монахи, являющиеся и лекарями, приносили с собой собственные названия лекарственных растений и давали их схожим представителям местной флоры. Так, рододендрон Адамса по-тибетски называется «ба-лу» или «да-ли». В трактате тибетской медицины «Дзейхцар Мигчжан», написанном Монгольским медиком Жамбалдоржи в XVII веке, рекомендовано собирать растение с белыми цветками. Там же приведен стилизованный рисунок рододендрона Адамса. В бурятском языке белый переводится как «саган», или «цахал». Поэтому, местные лекари, чтобы отличить этот вид от других рододендронов, стали называть рододендрон Адамса «саган» «да-ли», что значит белый «да-ли».

Рододендроны издавна применяются как лекарственные растения в индо-тибетской медицине. Рододендрон по буддистской мифологии находится в числе семи растений, окружающих бога медицины и здоровья.

Монгольская народная медицина использовала цветы и листья рододендрона Адамса, считалось, что он обладает чудесной способностью вселять в человека силу, бодрость, укреплять его работоспособность и выносливость, повышать половую потенцию.

Рододендроны с давних времен были известны как ядовитые и одурманивающие растения. Еще Ксенофонт (380 г до н.э.) упоминает об отравлении отряда греческих воинов ядовитым медом, собранным с рододендронов. В то же время, многие виды рододендронов находят применение как лекарственные растения в Индии, Тибете, Китае, Японии.

С давних времен применяются рододендроны в народной медицине России. Отвары и настойки различных видов рододендрона применяются до настоящего времени в народной медицине, для лечения желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваний, как мочегонное, потогонное, жаропонижающее, противовоспалительное, при пеллагре, ревматизме, лихорадке, кровотечениях различного характера, при простудных и нервных заболеваниях, как тонизирующее и снимающее усталость.

Цветки рододендрона даурского, побеги рододендрона Адамса в смеси с травой полыни сантолистной, полыни холодной, эфедры односеменной и хвоей можжевельника взятых поровну, использовали в тибетской медицине для ванн, применяемых при ревматизме, артритах, болезням суставов.

Под названием «ба-лу» рододендрон Адамса упомянут в тибетском медицинском трактате «Вайдурья — онбо» (л. 228а), где он рекомендован для лечения болезней легких, расстройства рлунг, мкхрис, холодного и лихорадочного бад-кан, отмечено, что свойство растения теплое, легкое. В трактате тибетской медицины «Дзейцхар Мигчан», написанным монгольским медиком Жамбалдоржи в XVII веке, цветок растений назван «да-ли», а листья «ба-лу», рекомендовано собирать растение с белыми цветками и там же приведен стилизованный рисунок рододендрона Адамса. Рисунки рододендронов разных видов, неоднократно приводятся в «Атласе тибетской медицины», там упомянуто их применение при болезнях холода «флегмы».

Монгольская народная медицина использовала цветки и листья рододендрона Адамса, считая при этом, что он обладает чудесной способностью вселять в человека силу, бодрость, укреплять его работоспособность, выносливость и повышать половую потенцию.

Его применяли при вялотекущих хронических заболеваниях, сопровождающихся общим упадком сил, истощением, понижением работоспособности, головными болями, вялостью и бессоницей.

Использовался рододендрон Адамса как самостоятельно, так и в смеси с другими средствами, при этом рекомендовалось собирать его цветки и листья в период цветения, высушивать в тени, растолочь в тонкий порошок, смешать с одинаковым количеством тростника или пчелинного меда и принимать на голодный желудок.

Указывалось, что этот состав обладает незамедлительным действием. Столь широкое его применение в восточной медицине находит свое объяснение в бытовавших представлениях о том, что растение не обладает специфическим действием на какой-либо орган или систему органов, а воздействует на организм в целом, повышает его силы в борьбе с любым болезнетворным агентом.

Местное население Восточной Сибири широко применяет рододендрон Адамса в качестве стимулирующего и тонизирующего средства. На это его применение указал более 200 лет назад ботаник Гмелин, написав в отчетах экспедиции, что люди, устав от переходов в горах пьют отвар душистого прутка (рододендрона Адамса) и кашкары, чтобы снять усталость в ногах.

Народная медицина использует рододендрон Адамса и при сердечных заболеваниях как улучшающее работу сердца, при отеках сердечного происхождения, в качестве мочегонного, иногда при простудных заболеваниях и болезнях почек. Обычно применяют водный настой, приготовленный из 1 чайной ложки сырья на стакан воды. Передозировка приводит к задержке мочеотделения и перевозбуждению.

Имеются данные о лечении рододендроном Адамса (в виде водного отвара) язвы желудка.

Благодаря своему душистому запаху рододендрон Адамса находит применение на бытовом уровне как отдушка для чая. Иркутская чаеразвесочная фабрика выпустила черный байховый чаи под названием «Чай горный» с пряно — ароматическими добавками из караганы гривастой и рододендрона Адамса.

По данным Забайкальской экспедиции ВИЭМ 1933 г. местное население использует рододендрон Адамса как инсектицид против моли.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс